Электронное правительство
Нидерландов заняло второе место по оценке ООН в рейтинге по уровню развития
электронного правительства в мире.
В 1994 г. в Нидерландах была принята национальная программа электронного правительства, с чего и началось его развитие в стране. В 1998 г. была запущена «Программа действий по развитию электронного правительства», целью которой было создание эффективного электронного правительства при помощи информационно-коммуникационных технологий. В состав программы вошли следующие задачи:
- Обеспечение открытого доступа к правительству посредством Интернета;
- Перевод гос. услуг в электронный вид, а также повышение их качества;
- Совершенствование системы межведомственной коммуникации в правительстве.
Развитие электронного
правительства в Нидерландах функционирует благодаря взаимодействию
заинтересованных сторон – правительственных структур, исследовательских
организаций, бизнеса и граждан. Важный вклад во взаимодействие был внесен с
помощью Хартии гражданина. Ее основной целью является исследование ожиданий граждан от внедрения
электронного правительства.
Хартия гражданина
В состав документа входят 10
разделов, представляющих значимость для развития электронного
правительства. В каждом разделе
указываются права гражданина на услугу, а также формулируется обязательство
выполнять эту услугу со стороны государства.
1. Выбор канала
коммуникации. Граждане имеют возможность выбирать способ
взаимодействия с государством. Наиболее удобным способом является получение
услуги через Интернет.
2. Обеспечение
прозрачности государственного сектора. Доступ к
государственной информации и услугам открыт для всех граждан. Посредством
Интернета любой гражданин может выбрать необходимую для него услугу и в полном
объеме ознакомиться с интересующей информацией.
3. Осведомленность
о правах и обязанностях. Граждане должны быть в курсе, на какие услуги они
имеют право, а также знать условия получения конкретных услуг. С точки зрения
электронного правительства – это доступная и понятная система информации о
правах и обязанностях, услугах.
4. Персонализированная
информация. Право гражданина на полную и актуальную информацию.
Любая нужная гражданам информация должна находиться в открытом электронном
доступе. Электронное правительство должно ориентироваться на спрос информации
со стороны граждан.
5. Удобная система
электронных услуг. Гражданин в праве предоставить информацию о себе один раз и в
дальнейшем постоянно получать новую информацию о интересующих его услугах.
6. Прозрачные процедуры.
Право гражданина наблюдать за этапами получения услуги, а также за работой
правительства через Интернет (мониторинг всей деятельности). Данная
«прозрачность» во многом упрощает работу, как государства, так и коммерческих
организаций.
7. Доверие и надежность.
Гражданин имеет право на поучение качественных услуг, а также на
конфиденциальность предоставляемой им информации.
8. Государство
восприимчиво к критике и предложениям. Право гражданина предлагать идеи,
направленные на улучшение государства, а также высказывать жалобы за неудовлетворительное
обслуживание. Именно граждане и их мнение являются движущей силой в развитии
государства и электронного правительства в частности.
9. Отчетность и анализ
эффективности действий правительства. Право гражданина сравнивать,
проверять результаты работы правительства. Государство должно предоставлять
различные способы обратной связи гражданам.
10. Вовлечение граждан в
процесс принятия решений и расширение возможностей влияния на государство.
Гражданин имеет возможность
защищать свои интересы и на участие в процессе принятия решений государства.
В Нидерландах Хартия гражданина во многом расширила возможности общества
влиять на государство и участвовать во всех процессах. Гражданин, тем самым,
обязан чтить закон, активно участвовать в политических процессах, а также
высказывать свое мнение относительно улучшения государства. Электронное
правительство и информационные технологии упрощают взаимодействие между
гражданином и государством, улучшая обратную связь между ними. Нидерланды
шагнули далеко вперед, создав «Программу е-гражданина», в которой
подтверждаются основные разделы Хартии, но с помощью нее граждане могут с
большой легкостью и активность участвовать в принятии решений.